В российских школах завершился учебный год, где преподавание финансовой грамотности было введено в обязательную учебную программу в рамках уже существующих дисциплин для учащихся 1-9 классов, а с сентября 2023 года школьники 10-11 классов на уроках обществознания познакомятся с работой финансового рынка, системами налогообложения и бюджетирования, узнают о возможностях открытия собственного бизнеса, страховании и формировании пенсионных накоплений.
Но учиться правильно распоряжаться деньгами и видеть свои финансовые перспективы можно - и нужно - не только в школе. Расскажем о том, как семья может сформировать собственную финансовую культуру.
От 0 до 7 лет
Тема финансов неотрывно связана с темой психологического взросления: умения брать ответственность за свои поступки и принимать решения. Поэтому стоит всячески поощрять самостоятельность и любознательность ребенка, а также дать ему возможность безопасно, без чувства вины делать свои первые финансовые ошибки и получать поддержку, чтобы их исправить.
Малыши до 3 лет активно познают мир и обо всем, что происходит вокруг, задают нескончаемое количество вопросов. Свои первые знания о деньгах они могут получить в формате игры, например, в кассу с монетками или в магазин. Когда ребенок освоит цифры, можно предложить ему игры с реальными деньгами – монетами и банкнотами.
Главное правило – предлагать, но не настаивать: малышам трудно больше 10-15 минут удерживать внимание на чем-то, от долгого обучения они могут устать. Если тема денег в принципе не увлекает ребенка, то на помощь могут прийти истории про любимых героев и их покупки, а также примеры из сказок.
В 5-6 лет детям уже лучше даются абстрактные понятия. Кроме того, в этом возрасте они не только активно заявляют о своих желаниях, но и учатся отстаивать свою точку зрения, сталкиваясь с запретами родителей. Важным этапом будет диалог с родителем или другим взрослым, который будет показывать и объяснять свое финансовое поведение: почему в магазине он выбрал именно этот товар, почему отказался от сиюминутного желания купить что-то, как сравнивает цены, как копит на дорогостоящие вещи, откуда берутся деньги в семье, почему нельзя купить «все и сразу» и т.д.
Согласно ст.28 Гражданского кодекса РФ, с 6 лет дети могут совершать мелкие бытовые сделки. Что это? Например, покупка недорогой игрушки или вещи, сладостей. Самое время познакомиться с карманными деньгами! Пусть это будет незначительная сумма, но это будут первые реальные деньги, которые ребенок сможет получать и тратить по своему усмотрению.
Сначала наличные, потом - банковская карта
Родителям первоклашек позаботиться придется не только о том, как собрать ребенка в школу, но и как увеличить количество карманных денег, на которые он сможет оплачивать проезд, дополнительное питание и делать небольшие покупки.
Что такое семейный бюджет, на что стоит тратить и сколько, будет ли родитель выдавать дополнительные суммы школьнику или деньгами поощрять хорошие оценки, как покупать подарки для друзей и одноклассников – эти вопросы потребуют детального обсуждения. Кроме того, детям в этом возрасте полезно будет попробовать самим скопить на первую дорогостоящую покупку.
Наличные – главный инструмент на данном этапе. Так ребенку будет проще осознавать саму функцию денег, следить за их количеством до и после покупок, держа купюры и монеты у себя в руках.
В 8-11 лет, когда ребенок привыкнет к расчетам наличными, можно переходить на новый уровень – использование банковской карты. Это удобный и безопасный платёжный инструмент. Так у ребенка появляется свобода распоряжаться финансами, которые ему выделили, а у родителей – инструмент контроля, поскольку до 14 лет дети могут пользоваться только дополнительными дебетовыми картами, которые привязываются к банковскому счету родителей. Они могут видеть все расходы ребенка в личном кабинете интернет-банка или мобильном приложении, а также устанавливать лимиты трат или блокировать карту, например, если ребенок ее потерял. Условия оформления карты и действующие возрастные ограничения зависят от банка, услугами которого пользуются в семье.
При этом важно научить школьника двум вещам: постановке финансовых целей, даже если они небольшие, и правилам безопасности при обращении с картой. К ним относятся, например, сохранность паролей, работа с приложением банка, защита от мошенников, безопасные покупки в интернете. Отдельно стоит предупредить, какой финансовой информацией можно делиться с другими людьми, в том числе с друзьями, а какую говорить запрещено.
Подростковый бунт
Жизнь подростка меняется стремительно: происходят гормональные перестройки, появляются новые знакомства и увлечения, возрастает нагрузка в школе. Отношения с родителями становятся сложнее: в этом возрасте ребенку уже недостаточно быть просто ребенком, он начинает поиск себя, своей идентичности. Кажется, главное, чего он добивается – это свобода, в том числе финансовая.
Пусть подросток узнает не только ограничения, но и свои возможности: получит крупную сумму карманных денег, рассчитанную не на неделю, а на месяц, и сам распорядится ими, оформит первый вклад или сделает первую инвестицию. Для этого подростку необходимо познакомиться с действующими продуктами банков, научиться сравнивать их, а также освоить долгосрочное финансовое планирование. Родителям необходимо предупредить начинающего финансиста о возможных опасностях, например, киберпреступниках и финансовых пирамидах и способах, которыми они привлекают доверчивых инвесторов.
С 14 лет – паспорт, подработка, перспективы
Подросток может найти подработку с 14 лет с согласия родителей, а с 16 – самостоятельно. 18 лет – возраст принятия ответственности. И если ребенок ранее уже пользовался банковскими продуктами, он будет чувствовать себя уверенно, управляя собственными финансами, однако, ему могут потребоваться новые знания: как вести финансовую отчетность, как открыть свое дело и сдавать налоговую декларацию, как рассчитать бюджет бизнес-проекта или как оценить себя на рынке труда, как разговаривать с работодателем о заработной плате.
Не каждый родитель обладает столь обширными знаниями. В этой ситуации могут помочь курсы финансовой грамотности, которые будет полезно пройти всем членам семьи, чтобы взаимно делиться опытом и открывать для себя новые возможности.
Но учиться правильно распоряжаться деньгами и видеть свои финансовые перспективы можно - и нужно - не только в школе. Расскажем о том, как семья может сформировать собственную финансовую культуру.
От 0 до 7 лет
Тема финансов неотрывно связана с темой психологического взросления: умения брать ответственность за свои поступки и принимать решения. Поэтому стоит всячески поощрять самостоятельность и любознательность ребенка, а также дать ему возможность безопасно, без чувства вины делать свои первые финансовые ошибки и получать поддержку, чтобы их исправить.
Малыши до 3 лет активно познают мир и обо всем, что происходит вокруг, задают нескончаемое количество вопросов. Свои первые знания о деньгах они могут получить в формате игры, например, в кассу с монетками или в магазин. Когда ребенок освоит цифры, можно предложить ему игры с реальными деньгами – монетами и банкнотами.
Главное правило – предлагать, но не настаивать: малышам трудно больше 10-15 минут удерживать внимание на чем-то, от долгого обучения они могут устать. Если тема денег в принципе не увлекает ребенка, то на помощь могут прийти истории про любимых героев и их покупки, а также примеры из сказок.
В 5-6 лет детям уже лучше даются абстрактные понятия. Кроме того, в этом возрасте они не только активно заявляют о своих желаниях, но и учатся отстаивать свою точку зрения, сталкиваясь с запретами родителей. Важным этапом будет диалог с родителем или другим взрослым, который будет показывать и объяснять свое финансовое поведение: почему в магазине он выбрал именно этот товар, почему отказался от сиюминутного желания купить что-то, как сравнивает цены, как копит на дорогостоящие вещи, откуда берутся деньги в семье, почему нельзя купить «все и сразу» и т.д.
Согласно ст.28 Гражданского кодекса РФ, с 6 лет дети могут совершать мелкие бытовые сделки. Что это? Например, покупка недорогой игрушки или вещи, сладостей. Самое время познакомиться с карманными деньгами! Пусть это будет незначительная сумма, но это будут первые реальные деньги, которые ребенок сможет получать и тратить по своему усмотрению.
Сначала наличные, потом - банковская карта
Родителям первоклашек позаботиться придется не только о том, как собрать ребенка в школу, но и как увеличить количество карманных денег, на которые он сможет оплачивать проезд, дополнительное питание и делать небольшие покупки.
Что такое семейный бюджет, на что стоит тратить и сколько, будет ли родитель выдавать дополнительные суммы школьнику или деньгами поощрять хорошие оценки, как покупать подарки для друзей и одноклассников – эти вопросы потребуют детального обсуждения. Кроме того, детям в этом возрасте полезно будет попробовать самим скопить на первую дорогостоящую покупку.
Наличные – главный инструмент на данном этапе. Так ребенку будет проще осознавать саму функцию денег, следить за их количеством до и после покупок, держа купюры и монеты у себя в руках.
В 8-11 лет, когда ребенок привыкнет к расчетам наличными, можно переходить на новый уровень – использование банковской карты. Это удобный и безопасный платёжный инструмент. Так у ребенка появляется свобода распоряжаться финансами, которые ему выделили, а у родителей – инструмент контроля, поскольку до 14 лет дети могут пользоваться только дополнительными дебетовыми картами, которые привязываются к банковскому счету родителей. Они могут видеть все расходы ребенка в личном кабинете интернет-банка или мобильном приложении, а также устанавливать лимиты трат или блокировать карту, например, если ребенок ее потерял. Условия оформления карты и действующие возрастные ограничения зависят от банка, услугами которого пользуются в семье.
При этом важно научить школьника двум вещам: постановке финансовых целей, даже если они небольшие, и правилам безопасности при обращении с картой. К ним относятся, например, сохранность паролей, работа с приложением банка, защита от мошенников, безопасные покупки в интернете. Отдельно стоит предупредить, какой финансовой информацией можно делиться с другими людьми, в том числе с друзьями, а какую говорить запрещено.
Подростковый бунт
Жизнь подростка меняется стремительно: происходят гормональные перестройки, появляются новые знакомства и увлечения, возрастает нагрузка в школе. Отношения с родителями становятся сложнее: в этом возрасте ребенку уже недостаточно быть просто ребенком, он начинает поиск себя, своей идентичности. Кажется, главное, чего он добивается – это свобода, в том числе финансовая.
Пусть подросток узнает не только ограничения, но и свои возможности: получит крупную сумму карманных денег, рассчитанную не на неделю, а на месяц, и сам распорядится ими, оформит первый вклад или сделает первую инвестицию. Для этого подростку необходимо познакомиться с действующими продуктами банков, научиться сравнивать их, а также освоить долгосрочное финансовое планирование. Родителям необходимо предупредить начинающего финансиста о возможных опасностях, например, киберпреступниках и финансовых пирамидах и способах, которыми они привлекают доверчивых инвесторов.
С 14 лет – паспорт, подработка, перспективы
Подросток может найти подработку с 14 лет с согласия родителей, а с 16 – самостоятельно. 18 лет – возраст принятия ответственности. И если ребенок ранее уже пользовался банковскими продуктами, он будет чувствовать себя уверенно, управляя собственными финансами, однако, ему могут потребоваться новые знания: как вести финансовую отчетность, как открыть свое дело и сдавать налоговую декларацию, как рассчитать бюджет бизнес-проекта или как оценить себя на рынке труда, как разговаривать с работодателем о заработной плате.
Не каждый родитель обладает столь обширными знаниями. В этой ситуации могут помочь курсы финансовой грамотности, которые будет полезно пройти всем членам семьи, чтобы взаимно делиться опытом и открывать для себя новые возможности.