Блог

Стресс-тест для операционной эффективности банков успешно пройден?

В 2022 году в банковском секторе наблюдалось падение чистой прибыли. Ключевым фактором резкого ухудшения финансовой эффективности банков стала необходимость увеличить резервы на возможные потери по ссудам, заморозку активов, потери от валютных операций.

В 2023 году у крупнейших игроков рынка появился шанс изменить ситуацию. Однако, если компенсация потери рентабельности - достижимая цель, то принципиальное увеличение операционной эффективности потребует больших усилий, в том числе, изменения существующих бизнес-моделей. Отсюда популярные в последнее время инициативы по розничному кредитованию малыми чеками, альтернативные пути развития международного бизнеса и др.

Что такое операционная эффективность банков и почему она важна для потребителей – объясняет Андрей Бархота, кандидат экономических наук.

Универсальный критерий для сравнения

В процессе анализа работы и инвестиционной привлекательности кредитных организаций аналитики, как правило, изучают показатели финансовой и операционной эффективности. Традиционными метриками финансовой эффективности банков выступают показатели рентабельности активов (ROA) и рентабельности капитала (ROE). Данные коэффициенты отражают, какую прибыль приносят активы и капитал финансовой организации, соответственно, и рассчитываются следующим образом:
Нередко аналитики рассматривают среднюю рентабельность за пять последних лет, чтобы исключить влияние колебаний, носящих разовый характер, но значительно влияющих на финансовый результат банка в отчетном периоде, например, переоценку активов и пассивов.

Уровень операционной эффективности отражает объем денежных потоков, которые приносят финансовые продукты, или косвенную окупаемость объектов банковской инфраструктуры и человеческого капитала. Базовым индикатором операционной эффективности выступает показатель соотношения операционных расходов и операционных доходов (Cost-to-Income Ratio - CIR).

В процессе расчета операционных доходов не учитываются изменения резервов. Это во многом обусловлено тем, что увеличение отчислений в резервы на возможные потери по ссудам снижает один из ключевых компонентов операционного дохода – чистый процентный доход, при этом резервирование зависит от динамического финансового состояния клиента, а не эффективности дистрибуции финансовых сервисов.

Нивелирование фактора изменения резервов во многом нейтрализует принципиальные отличия в действующих бизнес-моделях банков и формирует общее правило: чем выше показатель CIR, тем ниже операционная эффективность банка.
Источник: Банк России, отчетность кредитных организаций, расчеты автора
[1] Агрегированы данные финансовой отчетности соответствующих финансовых институтов, раскрывших свою отчетность по МСФО за 2022 год
Источник: Банк России, отчетность кредитных организаций, расчеты автора
При этом у банков, где более 80% операций и портфеля сосредоточено на работе с крупными корпоративными клиентами, CIR может находится на уровне ниже 40% благодаря сравнительно более высокому «среднему чеку» и отсутствию необходимости поддерживать деятельность тяжелой и разветвлённой сети отделений. В то же время у банков с универсальной или розничной бизнес-моделью показатель CIR может не опускаться ниже 60%, равно как и соотношение операционных расходов к средним активам превышать 5%.

Стоит подчеркнуть, что показатели операционной эффективности важно анализировать в привязке к рентабельности. Так, в модели потребительского кредитования массового сегмента показатель CIR может достигать 65%, но при этом рентабельность капитала держаться на уровне 20% и выше. Это косвенно указывает, что в рамках универсальной бизнес-модели это направление целесообразно сбалансировать другим, где рентабельность капитала будет ниже, однако, и CIR не будет превышать 40%.
Для более детального анализа динамики операционной эффективности может использоваться показатель Staff CIR, который рассчитывается как отношение расходов на персонал к величине операционных доходов. Он точнее описывает производительность человеческого капитала банка. Сравнение значения Staff CIR среди различных бизнес-линий позволяет выработать рекомендации по трансформации организационной и продуктовой конфигурации. В упрощенном формате показатель Staff CIR не должен превышать пороговое значение 30%.
При оценке тенденций важно не только сравнение CIR у различных кредитных организаций, но и динамика этого показателя, в том числе в периоды, когда реализуется эффект «черного лебедя»: резкий рост процентных ставок и снижение объемов клиентского кредитования.

О чем говорят индикаторы

В 2022 году уровень операционной эффективности у большинства банков снизился. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, перманентный рост процентных ставок и кредитных рисков спровоцировал заметное замедление темпов роста клиентского кредитования. Так прирост портфеля потребительских кредитов за январь-декабрь 2022 года находился в отрицательной зоне. Во-вторых, банки не реализовывали масштабные программы оптимизации расходов в прошедшем году, относя колебание спроса на кредиты к временным факторам. В-третьих, в 2022 году был произведен ряд масштабных кредитных реструктуризаций, что не дало соразмерного роста процентного дохода.

В 2023 году, благодаря быстрому восстановлению кредитования, финансовые организации имеют возможность хотя бы частично компенсировать потери. При этом регулярный мониторинг показателя CIR имеет ключевое значение для принятия решений о корректировке бизнес-модели банка, реализации программ оптимизации расходов и запуске новых финансовых продуктов, услуг, а также применению технологий автоматизации бизнес-процессов.
МНЕНИЯ